- Направление инновационного опыта «Использование технологии личностно-ориентированного обучения на уроках развития речи» (Документ doc, 22 Кб)
- Система работы по русскому языку при подготовке к ЕГЭ (Документ docx, 29 Кб)
- Региональный компонент в преподавании русского языка и литературы (Документ docx, 29КБ)
Эссе
Учитель-волонтер?
Наверное, да. Первое, о чём я подумала, прочитав тему: это два совершенно разных понятия. Но, переосмыслив, поняла, что в деятельности учителя и волонтера много общего. Только слово « учитель» более емкое.
Когда тебе шестнадцать – семнадцать лет, и вот-вот наступит время выбирать дорогу в жизни, ты оглянись вокруг - и обязательно увидишь людей, которые своим примером показали, как найти дело интересное, нужное, достойное уважения. Для меня таким человеком стал школьный учитель. Даже не конкретный человек, а сама эта профессия - неспокойная, нелёгкая, к сожалению, не модная в последнее время.
Сколько слов благодарности мы должны бы сказать нашим учителям за то, что они когда-то, встретив с улыбкой у порога школы, распахнули перед нами дверь в необозримый мир знаний!
Учительский труд некоторые в наше время не считают за серьёзную работу, (ведь не уголь добывать и не поле пахать!) но эта поистине благородная профессия требует огромного терпения, требовательности к себе и любви к детям.
Сколько бы лет не прошло после школьного выпускного вальса в цветении сирени, в душе каждого человека остаётся память о школе и особое волнение, когда наступает Первое сентября. Идут в классы младшие братишки и сестрёнки, потом дети, со временем и внуки… Школа не кончается, как бесконечна и сама жизнь.
Звенит будильник! Открываю глаза и вижу небо, высокое, яркое, синее. Как хорошо, значит, день будет солнечным. Первое сентября! Праздник! У меня важная встреча с мальчишками и девчонками из моего 6 А класса. Со школой… Когда она началась?
Детство. Школа
Есть волны у моря, есть небо у чайки,
Есть даже у солнца закат и восход…
У детства, должно быть совсем не случайно
Есть тот, кто всех нас отправляет в полёт.
Из стихов моей школьной подруги.
Наша сельская школа. Моя первая учительница - Романова Александра Петровна. Я нарядная в новенькой форме, в красивом белом фартучке, с большими бантами и букетом георгинов иду в первый класс. Торжественная линейка, радостные лица учеников, цветы... Помню, как каждое утро ждала, когда же идти в школу. Помню уроки внеклассного чтения, когда учительница доставала очень старую потрепанную книгу сказок и начинала читать. Это сладостное ощущение детства сохранилось до сегодняшних дней. Помню наши экскурсии в лес за ландышами 25 мая. А потом мы садились на высокой горе, вся деревня, как на ладони, и мечтали, кем мы станем. Воспоминания отрывочные, но, словно в детской игрушке-калейдоскопе, очень яркие.
Какой была моя школа? Безусловно, самой лучшей. Маленькой, необыкновенно уютной. Здесь мы научились дружбе, которую перенесли и во взрослую жизнь. В классе нас было шестеро. Четверо из нас стали учителями.
Школа – это и первые уроки, и последний звонок, это победы и огорчения, слезы расставания и благодарность учителям за то, что научили, объяснили, помогли.
Молодость. Школа
Окончив Кадомскую среднюю школу, я поступила на факультет русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического института имени С.А. Есенина и начала работу в Новосельской школе.
Ещё маленькой девочкой я знала, кем хочу стать. И вот моя мечта сбылась. Я, нарядная, в красивом платье вновь переступаю школьный порог. Я - учитель. На меня смотрят пытливые детские глаза. Чего они ждут от меня? А я от них? Оправдаются ли наши ожидания? Ведь моя задача – не просто научить правильно писать слова и ставить запятые, а вырастить и воспитать человека. Дети познают мир. Я, учитель, веду их за собой. Конечно, они должны пойти дальше, я лишь покажу направление. Но чтобы не ошибиться, надо продолжать учиться. В школе моим наставником стала Степнова Галина Федоровна. И , конечно же, я равнялась на опыт своего учителя Кречетовой Людмилы Ивановны. Хотелось быть похожей на неё не то, чтобы причёской или стилем одежды, а чем-то более важным: умением быть всем нужной и в то же время скромной, умной, внимательной и чуткой к каждому ребёнку. Она умела всё видеть, но кое-что мудро не заметить, всё слушать, но кое-чего деликатно не расслышать, ведь не всегда же надо искать шалуна, виновного в озорной проделке. Тем более, давно подмечено, что дети, увлечённые делом, творчеством - творящие дети - плохого не натворят. Училась у великих гуманистов, теоретиков-педагогов, писателей и поэтов.
Основа моей педагогический деятельности – личностно-ориентированный подход. Опора – слово, великая классическая литература, давшая миру столько ответов на возникающие жизненные вопросы, что не черпать из этого колодца живую воду истины и правды – преступление. Литература – уникальный учебный предмет, дающий возможность вести диалог с учениками обо всем: любви, красоте, дружбе, верности, зависти, предательстве… Произведения Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, Л.Н. Толстого перечитаны несколько раз, но с каждым классом открываешь в них, и в произведениях, и в детях, что-то новое. Снова получаешь жизненные уроки.
Через опыт материнства пришло осознание и принятие субъектности другого человека. Постепенно произошло некоторое переосмысление взглядов, принятие детской точки зрения не на словах, а на деле; понимание, что каждый учащийся имеет право на свой выбор. А я лишь должна поддержать, если потребуется, помочь.
Взрослость. Школа.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты и новые ученики. Они не похожи на нас. Они не лучше и хуже. Просто другие. Мои ученики - живые и непосредственные шестиклассники; обидчивые, порой дерзкие и очень ранимые подростки; неравнодушные, пытливые, самостоятельные старшеклассники. Что я могу дать им? И школа другая, и дети другие, но они также ищут внимания и понимания, участия и уважения, принятия их внутреннего мира. И я хочу для них стать авторитетом, лидером, человеком, которому они будут доверять. Сейчас от школьного учителя требуется, чтобы дети вышли с урока не просто с определенным багажом предметных знаний, умений и навыков, но были активно вовлечены в осмысленную, личностно- значимую деятельность. И это все заставляет меня думать, искать ответы на вопросы как, когда, какие приемы и технологии применять, чтобы помочь каждому ученику открыть свой талант, испытать «минуту славы». И создавать условия, побуждающие школьников на поиск новой информации и стремление «выйти за рамки» содержания урока… Мне не нужна тишина на уроках. Я считаю, что урок должен быть эмоциональным, творческим, захватывающим. Только тогда ученики захотят и думать, и чувствовать, и рассуждать, и учиться.
Жизнь .Школа .
Звенит будильник! Открываю глаза и вижу небо, высокое, яркое, синее. Как хорошо, значит, день будет солнечным.
Я спешу на работу. Меня ждут мои ученики.
Учитель по духу, по призванию - волонтер. Он несет детям свет и добро. Быть учителем трудно, и главная награда – это не дипломы и грамоты, не успех открытых уроков, а каждый прожитый школьный день, наполненный новым смыслом, трудом и радостью совершенных открытий.