Сочинение-описание по картине
-Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».
Цель урока: организовать учебную деятельность обучающихся , направленную на получение знаний о построении текста- описания, выработку умений работать над описанием портрета.
Задачи:
- организовать работу, направленную на повторение текста –описания ;
- организовать работу над описанием портрета;
- организовать работу по орфографии и пунктуации;
- организовать работу по отбору языковых средств;
- организовать рефлексию
Ход урока.
I.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас урок развития речи. Что это значит?
( Предполагаемые ответы: будем развивать навыки устной и письменной речи, писать сочинение и т.д.). Вы правы.
II. Тема и целеполагание.
Я хотела бы начать наш урок с высказывания академика Д.С. Лихачёва. Как вы понимаете его слова?
Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие- ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания.
( Д.С. Лихачёв)
-Что, по-вашему, значит выражение « для понимания искусства нужны ещё знания?» ( Чтобы правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление об авторе, о времени, когда было создано произведение.)
-Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и др.)
-Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? ( в литературе это слово, в музыке звук, в живописи- цвет. В графике – линия и т.д.)
( Представление своих работ . Ковалишин Сергей)
А теперь взгляните на экран.( На экране –портрет « Девочка с ягодами») О каком виде искусства будем сегодня говорить?( Сегодня будем говорить о живописи.) Давайте определимся с темой урока.( Сочинение- описание по картине Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».)Запишем дату и тему урока в тетради.
- Вернёмся к слову живопись, выпишем это слово и разберём его по составу.
Как вы понимаете его лексическое значение?( « Живо пишу», « пишу красками», « пишу саму жизнь».)
А какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
Цель: научиться писать сочинение- описание.( повторить правила, по которым строится текст- описание, тренироваться в правописании.)
А теперь подумаем, что мы должны узнать, что должны повторить, в чём потренироваться, чтобы написать сочинение – описание по картине, не забываем о высказывании Д.С. Лихачёва.
- Узнать историю автора.
- Проанализировать содержание картины.
- Тренироваться в работе с лексикой, научиться подбирать эпитеты.
- Составить план сочинения.
- Мы составили чёткий план своих действий. Приступаем к работе. Приготовьте свои черновики. Они понадобятся вам для того, чтобы записывать необходимый материал для будущего сочинения.
III. Работа по теме.
- Выступление ученика с рассказом о жизни и творчестве Н.Е. Рачкова.( Учащиеся делают в черновиках записи о жизни художника.)
- Работа с толковым словарем .( Определение слова- портрет)
3.Беседа по картине.
-Рассмотрите репродукцию, что на ней изображено?
-Как изображена девочка?
-Что можно сказать о выражении её лица, её глазах?
-Как она одета, какова её поза?
-Каково отношение к ней художника?
-Какие чувства вызывает она у вас?
- Как удаётся художнику вызвать такие чувства?
- Что держит девочка в руках?
( выступление Цыгановой Анастасии и Федотова Дмитрия )
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождениетам известного на весь мир искусства хохломской росписи.
Впервые упоминание об этом селе встречается в документе 16 века.
Учитель читает легенды о возникновении народного искусства хохломы.
Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забыл насыпать. Прилетела как- то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.
- Это конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?
Еще легенда:
В давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные, яркие цветы и тоненькие веточки. Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили да селились рядом. Слава о мастере дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде ни нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но сохранилось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была не обычной – она была из солнечных лучей.
-Какие краски использует художник ?
-Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девочки
- Как вы думаете, какая предыстория у этой картины? Кто эта девочка? Как она попала на картину?
4. Работа с лексическим материалом, орфографическая работа.
Спишите словосочетания и предложения, которые вы сможете использовать в своём сочинении, и вставьте пропущенные буквы.
Крестьянская девоч(?)ка, с чашкой ч_рники и земл_ники, собрала в ближнем л_сочке, ул_жила ягоды, на з_л_том фоне ч_рн__ и красн__ красками, в _праве из золота. Такая п_суда делалась в окрес(?)ностях (Н,н)ижнего Новгорода.
5. Работа с эпитетами.
Подберите эпитеты к словам и запишите их.
Лицо( милое, простое, юное), глаза (карие, добрые, лучистые), румянец (лёгкий, нежный, детский), губы (алые, приоткрытые, пухлые), лоб (белый, высокий, чистый), взгляд (открытый, доверчивый, скромный).
6.Составление плана.
Составить план- сделать половину работы. Вспомним правила построения текста-описания ( отвечают дети):
- Общее впечатление.
- Описание деталей.
- Впечатление от описываемого предмета.
Как будет выглядеть план описания картины? Работаем вместе. Составляем план на доске и в тетрадях для творческих работ.
План.
- Н.Е.Рачков- русский художник 19 века.
- Описание картины «Девочка с ягодами»:
а) общее впечатление (предыстория , поза);
б) лицо (глаза, губы, румянец);
в) чашка с ягодами, одежда, краски.
3. Моё впечатление.
IV. Рефлексия . Работа в группах.
5 групп (задание: написать сочинение по одному из пунктов.) Зачитываем, получившееся сочинение.
V .Подведение итогов.
VI.Домашнее задание: написать сочинение по теме урока.
( Дополнительное задание: придумать историю девочки с картины и написать её.)
|