Понедельник
29.04.2024
01:58
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [5]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Сочинение-описание по картине -Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».
[ Скачать с сервера (1.24 Mb) ] 10.04.2018, 15:47

Сочинение-описание по картине

-Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».

Цель урока: организовать учебную деятельность обучающихся , направленную на получение знаний о построении текста- описания,   выработку умений  работать над описанием портрета.

Задачи:

- организовать работу, направленную на повторение текста –описания ;

- организовать работу над  описанием портрета;

- организовать работу по орфографии  и пунктуации;

- организовать работу по отбору языковых средств;

- организовать рефлексию

Ход урока.

I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня у нас урок развития речи. Что это значит?

( Предполагаемые ответы: будем развивать навыки устной и письменной речи, писать сочинение  и т.д.). Вы правы.

II. Тема и целеполагание.

Я хотела бы начать наш урок с высказывания академика Д.С. Лихачёва. Как вы понимаете его слова?

Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие- ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания.

( Д.С. Лихачёв)

-Что, по-вашему, значит выражение « для понимания искусства нужны ещё знания?» ( Чтобы правильно оценить произведение искусства, нужно иметь представление об авторе, о времени, когда было создано произведение.)

-Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр, балет, архитектура и др.)

-Каждый вид искусства имеет свой изобразительный язык. Каков он в разных видах искусства? ( в литературе это слово, в музыке звук, в живописи- цвет. В графике – линия и т.д.)

( Представление своих работ . Ковалишин Сергей)

А теперь взгляните на экран.( На экране –портрет « Девочка с ягодами») О каком виде искусства будем сегодня говорить?( Сегодня будем говорить о живописи.) Давайте определимся с темой урока.( Сочинение- описание по картине Н.Е. Рачкова « Девочка с ягодами».)Запишем дату и тему урока в тетради.

- Вернёмся к слову живопись, выпишем это слово и разберём его по составу.

Как вы понимаете его лексическое значение?( « Живо пишу», « пишу красками», « пишу саму жизнь».)

 А какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?

Цель: научиться писать сочинение- описание.( повторить правила, по которым строится текст- описание, тренироваться в правописании.)

А теперь подумаем, что мы должны узнать, что должны повторить, в чём потренироваться, чтобы написать сочинение – описание по картине, не забываем о высказывании Д.С. Лихачёва.

  1. Узнать историю автора.
  2. Проанализировать содержание картины.
  3. Тренироваться в работе с лексикой, научиться подбирать эпитеты.
  4. Составить план сочинения.

- Мы составили чёткий план своих действий. Приступаем к работе. Приготовьте свои черновики. Они понадобятся вам для того, чтобы записывать необходимый материал для будущего сочинения.

III. Работа по теме.

  1. Выступление ученика с рассказом о жизни и творчестве Н.Е. Рачкова.( Учащиеся делают в черновиках записи о жизни художника.)
  2. Работа с толковым словарем .( Определение слова- портрет)

      3.Беседа по картине.

-Рассмотрите репродукцию, что на ней изображено?

-Как изображена девочка?

-Что можно сказать о выражении её лица, её глазах?

-Как она одета, какова её поза?

-Каково отношение к ней художника?

-Какие чувства вызывает она у вас?

- Как удаётся художнику вызвать такие чувства?

 - Что держит девочка в руках?

( выступление Цыгановой Анастасии и Федотова Дмитрия  )

Кисть хохломская! Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

 

      Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождениетам известного на весь мир искусства хохломской росписи.

      Впервые упоминание об этом селе встречается в документе 16 века.

Учитель читает легенды о возникновении народного искусства хохломы.

       Рассказывают, будто поселился давным-давно за Волгой веселый мужик- умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забыл насыпать. Прилетела как- то к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чашка стала золотой.

- Это конечно, легенда, сказка. Но сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок Не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота?

Еще легенда:

      В давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. И однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим прежним ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота родной природы. И стал он рисовать пышные, яркие цветы и тоненькие веточки.  Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да любоваться этой красотой. Избы рубили да селились рядом. Слава о мастере дошла до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких ног. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл им секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде ни нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но сохранилось его удивительное мастерство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была не обычной – она была из солнечных лучей.

-Какие краски  использует художник ?

-Какие слова и выражения можно подобрать, чтобы описать позу девочки

- Как вы думаете, какая предыстория у этой картины? Кто эта девочка? Как она попала на картину?

4. Работа с лексическим материалом, орфографическая работа.

Спишите словосочетания и предложения, которые вы сможете использовать в своём сочинении, и вставьте пропущенные буквы.

Крестьянская девоч(?)ка, с чашкой ч_рники и земл_ники, собрала в ближнем л_сочке, ул_жила ягоды, на з_л_том фоне ч_рн__ и красн__ красками, в _праве из золота. Такая п_суда делалась в окрес(?)ностях (Н,н)ижнего Новгорода.

5. Работа с эпитетами.

Подберите эпитеты к словам и запишите их.

Лицо( милое, простое, юное), глаза (карие, добрые, лучистые), румянец (лёгкий, нежный, детский), губы (алые, приоткрытые, пухлые), лоб (белый, высокий, чистый), взгляд (открытый, доверчивый, скромный).

6.Составление плана.

Составить план- сделать половину работы. Вспомним правила построения текста-описания ( отвечают дети):

  1. Общее впечатление.
  2. Описание деталей.
  3. Впечатление от описываемого предмета.

Как будет выглядеть план описания картины? Работаем вместе. Составляем план на доске и в тетрадях для творческих работ.

План.

  1. Н.Е.Рачков- русский художник 19 века.
  2. Описание картины «Девочка с ягодами»:

а) общее впечатление (предыстория , поза);

б) лицо (глаза, губы, румянец);

в) чашка с ягодами, одежда, краски.

3. Моё впечатление.

IV. Рефлексия . Работа в группах.

5 групп (задание: написать сочинение по одному из пунктов.) Зачитываем, получившееся сочинение.

V .Подведение итогов.  

VI.Домашнее задание: написать сочинение по теме урока.

 ( Дополнительное задание: придумать историю девочки с картины и написать её.)


 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: olyanikulina2018
Просмотров: 682 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта