Четверг
02.05.2024
17:36
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Ах, натюрморт!

      Ход урока:

 I.Организационный момент

 

 Доброе  утро, ребята.    Пусть наш урок продет интересно и познавательно.

Блиц-опрос

  1. Кто прославил наш рязанский край?
  2. Назовите самые интересные места Рязани?
  3. А какие в городе есть музеи ? Спасибо за прекрасные ответы.

 Сегодня у нас урок развития речи. Я хотела бы начать его с высказывания академика Д.С. Лихачёва.

«Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие - ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания»

- Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр …)

-Какие нужны знания, чтобы правильно оценить произведения искусства?

( автор, время, когда было создано)

-Каждый вид искусства имеет свой  язык.  Язык  литературы -  это слово,  музыки - звук,  живописи- цвет.

 -Посмотрите на мольберт , послушайте стихотворение Александра Кушнера  и определите тему урока:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это… «натюрморт».

 Тема и цель урока

- Тема нашего урока « Ах, натюрморт!»( число, классная работа)

- Какое это предложение по эмоциональной окраске?( восклицательное )

- Значит,  мы произносим это предложение с особой интонацией . Мы восхищаемся. Ах, натюрморт!

- На какие бы вопросы вы хотели получить ответы  на уроке? ( у меня есть ключевое слово …)

- Когда?

-Какие?

- Кто ?

III. Работа по теме ( активизация мыслительной деятельности )

 Запишем дату и тему урока в тетради: « Ах, натюрморт! »

-    Я предлагаю вам познакомиться с текстом Евгении Каменевой « Красота в обыденном»  и ответить на  вопросы.

                                       

 

                                         Красота в обыденном.

         «Натюрморт» - французское слово и значит неживая  природа.

В натюрмортах изображают не только неодушевленные предметы , но также фрукты, цветы, рыбу или дичь.

     На небольшом круглом столе, на белой скатерти, в беспорядке стоит посуда. Как будто только что здесь кто -  то завтракал. Вот лежит, тускло поблескивая серебром, бокал. На серебряной тарелке пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку — варенье. Картина так и называется: «Завтрак с ежевичным пирогом». Её написал голландский художник В.Геда, живший в 17 веке

-Что обозначает слово «натюрморт»?

     Голландия в ту пору была  самым передовым и богатым государством После буржуазной революции 16 века народ освободился от власти феодалов и церкви Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь И стали рисовать то, что было понятно и близко всем тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.

    - Где  и когда  появился  жанр искусства - натюрморт?

           Это было время расцвета голландской живописи. Все увлеклись искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.

С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» - вот их излюбленные темы

- Почему в Голландии появился этот жанр?

-  Ребята, мне  кажется, Вы смогли  ответить на первый вопрос урока?

Когда  появился жанр живописи - натюрморт?

Беседа с классом.

- Я вам расскажу одну историю. Давным –   давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он  изобразил на картине  виноград. Картину  оставил на террасе,  а сам ушел.

Когда он вернулся, то с изумлением  увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды.  Виноград был  написан так искусно, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина  эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.

В разных странах и у нас в старине художники тоже любили  писать так, чтобы все было,  как в жизни.

Слайд 1

Илья Машков «Московская снедь. Хлебы» Чего-чего тут только нет! Хлеб, булки, батоны, калачи. Крендели. И все свежее, румяное, с ароматом хрустящей корочки. Ешьте на здоровье! ( символичный )

Натюрморт Петра Петровича  Кончаловского « Сирень в корзине» Тяжёлые кисти сирени привлекают наше внимание. Как реалистичны  цветы. Мы не просто видим сирень, её аромат врывается в нашу комнату. (  цветочные)

 

Фёдор Петрович Толстой «Цветы, фрукты, птица» ( смешанные)

 В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины.  На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.

 Слева художник  изобразил два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.  Справа видно , что рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек  яблочный аромат.

Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.

 Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.

  Ребята, при помощи чего художнику удается передать и румяную , хрустящую корочку хлеба, наливное яблоко, запах сирени?( цвет)

 -А сейчас мы поработаем с цветом. Я называю промежуточные цвета, а вы записываете основной цвет.  Кто желает выполнить работу у доски?

1. Лилейный,  белоснежный – белый

2. Изумрудный, малахитовый – зеленый

3. Рдяный, алый – красный

4. Шафрановый, лимонный – желтый

5. Агатовый, вороной -  черный

6. Лазоревый, васильковый  - синий

- Какой частью речи являются записанные слова?

   Выделите изученные орфограммы

    Ребята, как вы думаете, цвета играют какую-то роль в нашей жизни?

 - Определите, какого цвета могут быть оценки  «5», «4», «3», «2»? Какого цвета оценку ты получил?

 - Оказывается, каждая оценка создает свое настроение, значит,  цветом можно   выразить настроение человека.

- Какого цвета может быть зло? А какого цвета добро? ( встаньте , покажите мимикой добро, зло)

 А теперь мы попробуем ответить на второй вопрос нашего урока.

Какие части речи используются для описания? Сущ. и прил .

 - Что объединяет эти    картины? Правильно, а еще это работы рязанских художников.

 

Миронов Андрей Николаевич Родился 20 апреля 1975 года в Рязани. Профессионального художественного образования не получил. Активную работу по созданию произведений живописи начал в 2005 году, избрав центральной темой живописных работ христианские темы и мотивы Награжден Архиерейской Грамотой управляющим делами Рязанской Епархией архиепископом Павлом. Провел ряд персональных выставок в г.Рязань, неоднократный участник выставок в Москве.

 ( Работа с картиной) - Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой тип текста используем? (Описание) Что характерно для текста-описания? (Описание отвечает на вопрос какой?; слова-помощники в описании—прилагательные; содержание передается в одном временном плане.)

- Какое – деловое или художественное? (Художественное. Картина - произведение искусства)

В центре картины  изображена икона, окруженная весенними цветами : вишня, одуванчики. Картина выполнена в теплых тонах, несет доброту и внутренний свет как и сам праздник Пасха.

-  Выполните краткое описание натюрморта

 Ответили на вопрос : Кто

Подведение итогов урока.

     Вот мы и побывали  вместе с художниками в мире вещей.  И хотя слово натюрморт  означает неживая природа,  сколько жизни в  этих картинах! Сколько  добрых чувств и мыслей подарили нам они!

      Художник, работая  над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.

    А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.

( Представить картины девочки) Среди вас есть начинающий художник.

Рефлексия.

В конце урока  мне хотелось бы вернуться к словам Д.С. Лихачева

-Какие знания вы получили:

 Кто же еще прославил нашу рязанскую землю

    • Что важного ты открыл для себя?
    • Какая работа тебя увлекла?
    • Что в работе  было самым сложным и самым интересным?
Категория: Мои статьи | Добавил: olyanikulina2018 (19.06.2018)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта