Ход урока:
I.Организационный момент
Доброе утро, ребята. Пусть наш урок продет интересно и познавательно.
Блиц-опрос
- Кто прославил наш рязанский край?
- Назовите самые интересные места Рязани?
- А какие в городе есть музеи ? Спасибо за прекрасные ответы.
Сегодня у нас урок развития речи. Я хотела бы начать его с высказывания академика Д.С. Лихачёва.
«Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие - ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания»
- Какие виды искусства вы знаете? (Литература, музыка, живопись, театр …)
-Какие нужны знания, чтобы правильно оценить произведения искусства?
( автор, время, когда было создано)
-Каждый вид искусства имеет свой язык. Язык литературы - это слово, музыки - звук, живописи- цвет.
-Посмотрите на мольберт , послушайте стихотворение Александра Кушнера и определите тему урока:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это… «натюрморт».
Тема и цель урока
- Тема нашего урока « Ах, натюрморт!»( число, классная работа)
- Какое это предложение по эмоциональной окраске?( восклицательное )
- Значит, мы произносим это предложение с особой интонацией . Мы восхищаемся. Ах, натюрморт!
- На какие бы вопросы вы хотели получить ответы на уроке? ( у меня есть ключевое слово …)
- Когда?
-Какие?
- Кто ?
III. Работа по теме ( активизация мыслительной деятельности )
Запишем дату и тему урока в тетради: « Ах, натюрморт! »
- Я предлагаю вам познакомиться с текстом Евгении Каменевой « Красота в обыденном» и ответить на вопросы.
Красота в обыденном.
«Натюрморт» - французское слово и значит неживая природа.
В натюрмортах изображают не только неодушевленные предметы , но также фрукты, цветы, рыбу или дичь.
На небольшом круглом столе, на белой скатерти, в беспорядке стоит посуда. Как будто только что здесь кто - то завтракал. Вот лежит, тускло поблескивая серебром, бокал. На серебряной тарелке пирог. У него отломлена хрустящая корочка, и мы видим начинку — варенье. Картина так и называется: «Завтрак с ежевичным пирогом». Её написал голландский художник В.Геда, живший в 17 веке
-Что обозначает слово «натюрморт»?
Голландия в ту пору была самым передовым и богатым государством После буржуазной революции 16 века народ освободился от власти феодалов и церкви Окончилась победой и долгая война с испанскими захватчиками Мужественный, трудолюбивый голландский народ вернулся к мирной жизни. И тогда люди особенно остро почувствовали, как хороша природа, как мила им их простая жизнь И стали рисовать то, что было понятно и близко всем тихие поля и море, уютные комнаты со старинной мебелью, семейные сценки.
- Где и когда появился жанр искусства - натюрморт?
Это было время расцвета голландской живописи. Все увлеклись искусством, все покупали картины. Художники даже иногда платили своими картинами и хозяйке за комнату, и портному за костюм.
С особой любовью голландские художники писали натюрморты. «Завтрак с цыпленком», «Завтрак с ветчиной и персиками», «Завтрак с омарами» - вот их излюбленные темы
- Почему в Голландии появился этот жанр?
- Ребята, мне кажется, Вы смогли ответить на первый вопрос урока?
Когда появился жанр живописи - натюрморт?
Беседа с классом.
- Я вам расскажу одну историю. Давным – давно в Древней Греции жил художник по имени Апеллес. Однажды он изобразил на картине виноград. Картину оставил на террасе, а сам ушел.
Когда он вернулся, то с изумлением увидел, что к ней слетелись птицы и пытаются клевать ягоды. Виноград был написан так искусно, что птицы приняли его за настоящий. Люди восхищались мастерством Апеллеса. Картина эта до наших дней не дошла. А рассказ о ней превратился в легенду.
В разных странах и у нас в старине художники тоже любили писать так, чтобы все было, как в жизни.
Слайд 1
Илья Машков «Московская снедь. Хлебы» Чего-чего тут только нет! Хлеб, булки, батоны, калачи. Крендели. И все свежее, румяное, с ароматом хрустящей корочки. Ешьте на здоровье! ( символичный )
Натюрморт Петра Петровича Кончаловского « Сирень в корзине» Тяжёлые кисти сирени привлекают наше внимание. Как реалистичны цветы. Мы не просто видим сирень, её аромат врывается в нашу комнату. ( цветочные)
Фёдор Петрович Толстой «Цветы, фрукты, птица» ( смешанные)
В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины. На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.
Слева художник изобразил два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. Справа видно , что рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.
На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек яблочный аромат.
Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.
Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.
Ребята, при помощи чего художнику удается передать и румяную , хрустящую корочку хлеба, наливное яблоко, запах сирени?( цвет)
-А сейчас мы поработаем с цветом. Я называю промежуточные цвета, а вы записываете основной цвет. Кто желает выполнить работу у доски?
1. Лилейный, белоснежный – белый
2. Изумрудный, малахитовый – зеленый
3. Рдяный, алый – красный
4. Шафрановый, лимонный – желтый
5. Агатовый, вороной - черный
6. Лазоревый, васильковый - синий
- Какой частью речи являются записанные слова?
Выделите изученные орфограммы
Ребята, как вы думаете, цвета играют какую-то роль в нашей жизни?
- Определите, какого цвета могут быть оценки «5», «4», «3», «2»? Какого цвета оценку ты получил?
- Оказывается, каждая оценка создает свое настроение, значит, цветом можно выразить настроение человека.
- Какого цвета может быть зло? А какого цвета добро? ( встаньте , покажите мимикой добро, зло)
А теперь мы попробуем ответить на второй вопрос нашего урока.
Какие части речи используются для описания? Сущ. и прил .
- Что объединяет эти картины? Правильно, а еще это работы рязанских художников.
Миронов Андрей Николаевич Родился 20 апреля 1975 года в Рязани. Профессионального художественного образования не получил. Активную работу по созданию произведений живописи начал в 2005 году, избрав центральной темой живописных работ христианские темы и мотивы Награжден Архиерейской Грамотой управляющим делами Рязанской Епархией архиепископом Павлом. Провел ряд персональных выставок в г.Рязань, неоднократный участник выставок в Москве.
( Работа с картиной) - Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой тип текста используем? (Описание) Что характерно для текста-описания? (Описание отвечает на вопрос какой?; слова-помощники в описании—прилагательные; содержание передается в одном временном плане.)
- Какое – деловое или художественное? (Художественное. Картина - произведение искусства)
В центре картины изображена икона, окруженная весенними цветами : вишня, одуванчики. Картина выполнена в теплых тонах, несет доброту и внутренний свет как и сам праздник Пасха.
- Выполните краткое описание натюрморта
Ответили на вопрос : Кто
Подведение итогов урока.
Вот мы и побывали вместе с художниками в мире вещей. И хотя слово натюрморт означает неживая природа, сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств и мыслей подарили нам они!
Художник, работая над натюрмортом, словно беседует с вещами, проникая в их тихую жизнь, чтобы потом красками рассказать о ней людям.
А если ты станешь внимательно присматриваться к тому, что тебя окружает, может быть, и тебе откроется красота, которую ты раньше не замечал.
( Представить картины девочки) Среди вас есть начинающий художник.
Рефлексия.
В конце урока мне хотелось бы вернуться к словам Д.С. Лихачева
-Какие знания вы получили:
Кто же еще прославил нашу рязанскую землю
-
- Что важного ты открыл для себя?
- Какая работа тебя увлекла?
- Что в работе было самым сложным и самым интересным?
|