Цели урока
обучающая:
организовать учебную деятельность обучающихся , направленную на получение знаний о тексте – описании и выработку умений словесно иллюстрировать текст-описание, отбирать языковые средства, характерные для текста-описания.
развивающая :
2. Развивающие:
мышления;
способствовать развитию навыков работы с текстом , умения анализировать , сравнивать различные объекты и строить обобщающие выводы.
воспитательная :
воспитывать чувство любовь к родной природе, родным местам.
Ход урока:
- Сообщение темы и постановка учебной цели .
Сегодня мы будем анализировать и иллюстрировать текст-описание. Что характерно для текста-описания? (Описание отвечает на вопрос какой?; в описании главная мысль обычно заключена в первом предложении, в основной части раскрываются особенности того или иного предмета, явления, живого существа; слова-помощники в описании—прилагательные; содержание передается в одном временном плане.)
- Беседа о Мещере.
- Ребята, что вы знаете о мещерском крае?
Возьмите карту и цветной карандаш. Соедините на ней Москву, Владимир, Рязань и Касимов линией по Оке, Клязьме, Москве-реке, речкам Колпь и Судогде. Полученный треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера. Название края-Мещера—оставило нам одно из живших в этих местах древних племен. В лесах за Окой население рязанской земли укрывалось от набегов татар. Сюда ссылали за разного рода провинность и проступки. Сюда бежали крестьяне-раскольники, тут оседали разбойники, тут по какой-то причине осели переселенцы с Литвы. Тут находили убежище остатки разгромленной вольницы Разина и Болотникова. Сюда привезли французов после разгрома Наполеона. Сюда бежали от беззакония и закона. И всех лесная, болотная, бездорожная глушь укрывала и берегла.
Мещера славится озерами. Помимо многочисленных речных стариц встречаются крупные лесные озера и целые массивы, из которых известен массив Великих озер, растянувшийся извилистой цепью почти на 50 км. В него входят Светлое, Дубовое, Великое, Ивановское, Сокорево, Дунинское, Лебединое, Мартыновское озера. Общая площадь их достигает 3,5 тысячи гектаров, причем самое большое из них – Великое занимает более половины. В настоящее время идет интенсивный процесс их обмеления и зарастания. Они богато поросли камышом, тростником. Поверхность воды покрыта листьями кубышки и водяной лилии, рдестами. Берега заросли осоками. Дно укрыто большим, часто многометровым слоем ила.
Наряду с ледниковыми имеются озера провального происхождения - обычно глубокие (до 20 и более метров) и слабо заросшие. Среди них наиболее живописно озеро Белое. Площадь его около 20 гектаров. Вода прозрачная – озеро питают многочисленные родники, находящиеся вдоль берегов и, очевидно, в глубинах самого водоема. Одни озера лежат в самом центре низменности, окружены сплошным лесом и труднодоступны, другие хорошо известны и служат местами отдыха.
- Стихотворение В.Полторацкого.( читает ученик)
Опять из соснового бора
Пахнуло смолистым теплом,
Блеснули лесные озёра
Загадочным, чёрным стеклом…
Рванул ветерок на опушке
Летучее пламя берёз,
Под ёлкой прижались друг к дружке
Пронизки кукушкиных слёз.
Теряясь в кустах чернотала,
От жёлтых кувшинок пестра,
Всю ночь до рассвета плутала
Туманом повитая Пра…
И вновь из соснового бора,
Русалочьей песней маня,
Зелёная сказка — Мещёра
К себе потянула меня.
В.Полторацкий.
О мещёрской природе принято всегда говорить в первую очередь. Чаще о ней только и говорят.
К.Паустовский много лет ездил сюда постоянно и надолго. Мещера казалась ему лучшим на земле местом — «эту затерянность я ощущал как счастье». Он любил этот край преданно и сумел рассказать о нём тонко и поэтично. Благодаря Паустовскому, не побывав здесь, мы уже знаем притягательность сонной воды, тихих неярких зорь, кафедральную высь и торжественность бора, таинственность топких мшар, очарование глухих полянок с копнами сена и манящую силу одинокого огонька.
- Знакомство с содержанием текста К.Паустовского «Чёрные озёра»
Черные озера.
В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.
Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.
Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно различить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде. ( По К.Паустовскому).
- Анализ текста
- О чем рассказано в тексте? Какого цвета вода в озёрах Мещеры ? Почему вода в озёрах черная ? Как вы думает? Почему цвет воды озер хорош осенью? Прочитайте описание осенних озер.
-А чем цвет хорош летом? Прочитайте описание озер летом. Какие представления вызывает этот текст ?( О красоте природы, красоте лесных озер).
Какова тема текста? Сколько в тексте частей?( три)
- К какому типу мы отнесем данный текст ?( Это описание) Докажите( К тексту можно поставить вопрос обобщённый вопрос , какие? В первой части говорится о цвете мещерских озер . Две другие части эту мысль развивают ; все изложено в одном времени; много прилагательных.
6. Лексико- стилистическая и орфографическая работа
Учащиеся объясняют значение отдельных слов ( челн, слетают), подбирают синонимы , « зрительные» и оценочные прилагательные.
- Найдите в тексте прилагательные ( черный, жёлтый, красные, пестрый, белый, настоящий, необыкновенный, великолепный, насыщенный , густой )
- Что автору напоминает черная озёрная вода ? ( Блестящую тушь)
- Какими словами описан цвет воды в черных озерах?( Густой , насыщенный цвет)
- Как автор описывает озера осенью?
- С чем он сравнивает воду и почему?( С пестрым ковром , так как листья сплошь , очень густо покрывают воду)
- С чем сравнивается след , оставленный лодкой ? ( С блестящей черной дорогой)
- А как описаны озёра летом ?
- С чем сравнивается вода? ( С необыкновенным стеклом )
- Почему это «стекло» автор называет необыкновенным? ( Потому что в нем , как в зеркале отражаются берега)
- Подберите синоним к слову необыкновенный ( волшебный)
7. Орфографическая работа
Чёрный, тушь, хорош, жёлтый, устилают, блестящую.
8. Составление плана
1. Цвет мещерских озёр
2. Озера осенью
3. Озера летом
Слова –помощники
1.напоминает блестящую тушь, насыщенный , густой цвет
2. желтые, красные листья, пестрый ковер, блестящую , черную дорогу
3. как на необыкновенном стекле, великолепным свойством
9. Иллюстрирование текста.
- Представим, что мы художники. Какие картины можно нарисовать к данному тексту?
- Опишем словами озеро осенью, а потом озеро летом. У нас получаются две разные словесные картинки.
10.Написание изложения
11. Рефлексия
- Что вы узнали о Мещерских озерах?
12. Итог урока
1 3. Домашнее задание
Изобразить черные озера летом или осенью. Составить рассказ по рисунку.
|