Пятница
03.05.2024
05:53
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя русского языка и литературы
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [3]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 3

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Творческое изложение текста –описания К. Паустовского «Черные озера»

Цели  урока

 обучающая:

 организовать учебную деятельность обучающихся , направленную на получение знаний о тексте – описании и выработку умений словесно иллюстрировать текст-описание, отбирать языковые средства, характерные для текста-описания.

 развивающая :

2. Развивающие:

мышления;

 способствовать  развитию навыков работы  с текстом , умения анализировать , сравнивать различные объекты и строить обобщающие выводы. 

 воспитательная :

  воспитывать чувство любовь к родной природе, родным местам.

Ход урока:

  1. Сообщение темы и постановка учебной цели .

Сегодня мы будем анализировать и иллюстрировать текст-описание. Что характерно для текста-описания? (Описание отвечает на вопрос какой?; в описании главная мысль обычно заключена в первом предложении, в основной части раскрываются  особенности того или иного предмета, явления, живого существа; слова-помощники в описании—прилагательные; содержание передается в одном временном плане.)

  1. Беседа о Мещере.
  • Ребята, что вы знаете о мещерском крае?

Возьмите карту и цветной карандаш. Соедините на ней Москву, Владимир, Рязань и Касимов линией по Оке, Клязьме, Москве-реке, речкам Колпь и Судогде. Полученный треугольник с острием у Москвы и есть знаменитая Мещера. Название края-Мещера—оставило нам одно из живших в этих местах древних племен. В лесах за Окой население рязанской земли укрывалось от набегов татар. Сюда ссылали за разного рода провинность и проступки. Сюда бежали крестьяне-раскольники, тут оседали разбойники, тут по какой-то причине осели переселенцы с Литвы. Тут находили убежище остатки разгромленной вольницы Разина и Болотникова. Сюда привезли французов после разгрома Наполеона. Сюда бежали от беззакония и закона. И всех лесная, болотная, бездорожная глушь укрывала и берегла.

Мещера славится озерами. Помимо многочисленных речных стариц встречаются крупные лесные озера и целые массивы, из которых известен массив Великих озер, растянувшийся извилистой цепью почти на 50 км. В него входят Светлое, Дубовое, Великое, Ивановское, Сокорево, Дунинское, Лебединое, Мартыновское озера. Общая площадь их достигает 3,5 тысячи гектаров, причем самое большое из них – Великое занимает более половины. В настоящее время  идет интенсивный процесс их обмеления и зарастания. Они богато поросли камышом, тростником. Поверхность воды покрыта листьями кубышки и водяной лилии, рдестами. Берега заросли осоками. Дно укрыто большим, часто многометровым слоем ила.

Наряду с ледниковыми имеются озера провального происхождения - обычно  глубокие (до 20 и более метров) и слабо заросшие. Среди них наиболее живописно озеро Белое. Площадь его около 20 гектаров. Вода прозрачная – озеро питают многочисленные родники, находящиеся вдоль берегов и, очевидно, в глубинах самого водоема. Одни озера лежат в самом центре низменности, окружены сплошным лесом и труднодоступны, другие хорошо известны и служат местами отдыха.

 

  1.  Стихотворение В.Полторацкого.( читает ученик)

 

Опять из соснового бора
Пахнуло смолистым теплом,
Блеснули лесные озёра
Загадочным, чёрным стеклом…

 

Рванул ветерок на опушке
Летучее пламя берёз,
Под ёлкой прижались друг к дружке
Пронизки кукушкиных слёз.

 

Теряясь в кустах чернотала,
От жёлтых кувшинок пестра,
Всю ночь до рассвета плутала
Туманом повитая Пра…

 

И вновь из соснового бора,
Русалочьей песней маня,
Зелёная сказка — Мещёра
К себе потянула меня.

                                                             В.Полторацкий.

О мещёрской природе принято всегда говорить в первую очередь. Чаще о ней только и говорят.

К.Паустовский много лет ездил сюда постоянно и надолго. Мещера казалась ему лучшим на земле местом — «эту затерянность я ощущал как счастье». Он любил этот край преданно и сумел рассказать о нём тонко и поэтично. Благодаря Паустовскому, не побывав здесь, мы уже знаем притягательность сонной воды, тихих неярких зорь, кафедральную высь и торжественность бора, таинственность топких мшар, очарование глухих полянок с копнами сена и манящую силу одинокого огонька.

 

  1. Знакомство с содержанием текста К.Паустовского «Чёрные озёра»

 

Черные озера.

 

В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, которые густо покрывают воду и похожи на пестрый ковер. Листья устилают воду так густо, что челн шуршит по ним и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет воды хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно различить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли – от их отражения в воде. ( По К.Паустовскому).

 

  1. Анализ текста

- О чем рассказано в тексте? Какого цвета вода в озёрах Мещеры ? Почему вода в озёрах черная ? Как вы думает? Почему цвет воды озер хорош осенью? Прочитайте описание осенних озер.

-А чем цвет хорош летом? Прочитайте описание озер летом. Какие представления вызывает  этот текст ?( О красоте природы, красоте лесных озер).

Какова тема текста? Сколько в тексте частей?( три)

- К какому типу мы отнесем данный текст ?( Это описание) Докажите( К тексту можно поставить вопрос обобщённый вопрос , какие?  В первой части говорится о цвете мещерских озер . Две другие части эту мысль развивают ; все изложено в одном времени; много прилагательных.

6. Лексико- стилистическая  и орфографическая работа

Учащиеся объясняют значение отдельных  слов ( челн, слетают), подбирают синонимы , « зрительные» и оценочные прилагательные.

- Найдите в тексте прилагательные ( черный, жёлтый, красные, пестрый, белый, настоящий, необыкновенный, великолепный, насыщенный , густой )

- Что автору напоминает черная озёрная вода ? ( Блестящую тушь)

- Какими словами описан цвет воды в черных озерах?( Густой , насыщенный цвет)

- Как автор описывает озера осенью?

- С чем он сравнивает воду и почему?( С пестрым ковром , так как листья сплошь , очень густо покрывают воду)

- С чем сравнивается след , оставленный лодкой ? ( С блестящей черной дорогой)

 - А как описаны озёра летом ?

- С чем сравнивается вода? ( С необыкновенным стеклом )

- Почему это «стекло» автор называет  необыкновенным? ( Потому что в нем , как в зеркале отражаются  берега)

- Подберите синоним к слову необыкновенный ( волшебный)

7. Орфографическая работа

 Чёрный,  тушь, хорош, жёлтый, устилают, блестящую.

 

8. Составление плана

1. Цвет мещерских озёр

2. Озера осенью

3. Озера летом

 Слова –помощники

1.напоминает блестящую тушь, насыщенный , густой цвет

2. желтые, красные листья, пестрый ковер, блестящую , черную дорогу

3. как на необыкновенном стекле, великолепным свойством

9. Иллюстрирование текста.

  • Представим, что мы художники. Какие картины можно нарисовать к данному тексту?
  • Опишем словами озеро осенью, а потом озеро летом. У нас получаются две разные словесные картинки.

10.Написание изложения

11. Рефлексия

- Что вы узнали  о Мещерских озерах?

12. Итог урока

1 3. Домашнее задание

Изобразить  черные озера летом или осенью. Составить рассказ по рисунку.

Категория: Мои статьи | Добавил: olyanikulina2018 (26.02.2018)
Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта